Для многих детей и их родителей необходимость учить английские слова довольно актуальна. Необходимо выучить много слов, а это не так просто, как кажется на первый взгляд. На самом деле эта проблема несколько шире. Она касается любого иностранного языка, кроме случаев, когда он близок родному настолько, что в целом можно обойтись и без специальных занятий. Чтобы читателю было понятно: речь не идет об украинском или белорусском языках для ребенка, который говорит на родном русском.
Сложности возникают, когда приходится учить английский, французский, испанский и т.д. И второе: проблема имеет место и во втором классе, и в детском саду или кружке. То есть там и тогда, где ребенок начинает изучать иностранный. При разных программах, с новыми и старыми методиками, детям приходится усваивать слова другого языка. И если родителям хочется, чтобы ребенок получал удовольствие от уроков (это важно для мотивации) и собственных успехов, им нужно приложить некоторые усилия.
Чтобы помочь ребенку учить английские слова, мало самому их знать. В возрасте 5 — 7 лет категорически не подходят те методы, которые знакомы многим нынешним взрослым по своим школьным воспоминаниям. Если вы готовы помочь ребенку по иностранному языку, самое время узнать, как лучше это сделать.
Какие слова нужно учить
Для большинства ребятишек этого возраста специальные занятия английским — дополнительная, не всегда желательная нагрузка. Постарайтесь по возможности не увеличивать ее. Для этого четко определите круг лексики, обязательной для изучения. Ее составляют
- слова из школьных уроков / занятий в детском саду
- небольшое количество ближайшей лексики, которая встречается в часто повторяемых стихотворениях, играх или устойчивых фразах
Общие подходы к изучению иностранных слов
- Никакой зубрежки — таково обязательное правило, которому вы должны следовать. Как можно меньше логических объяснений и теории: они бесполезны в этом возрасте.
- Как можно больше повторений того, что должно выучить — причем повторений не скучных, уместных, в игре и на положительных эмоциях.
- Приветствуется любое активное общение: вживую, по телефону (почему нет, если тарифы позволяют?), просмотр мультфильмов и передач.
При изучении языка в 1 классе приходится решать вопрос, учить ли малыша писать по-английски. Его решает преподаватель. Родителям же можно дать такую рекомендацию. Если на уроках дети изучают буквы, учатся читать и писать, то и вы можете использовать эти навыки. Если в школе это не практикуется — не усложняйте. Также перед практикой лучше пройти тесты по английскому языку для проверки усвоенного материала и определения уровня знаний.
Как учить слова с маленьким ребенком
Вот несколько приемов, которые сделают выучивание английских слов если не захватывающим, то хотя бы незаметным. Используйте их все, дополняйте другими — теми, что придумаются в процессе ваших занятий, рекомендованными учительницей или найденными в интернете. Как можно больше повторений при максимальной маскировке: малыш даже не заподозрит, что вы его обучаете.
«Между делом» Найдите предлог для повторения новых слов сразу после школы. Чтобы не искать повод снова и снова, заведите привычку ежедневно расспрашивать ребенка о том, что нового он узнал сегодня на уроке. Это можно сделать по пути домой или за обедом. Будьте готовы поддержать беседу и помочь вспомнить нужное слово (а для этого не поленитесь предварительно заглянуть в учебник: какая там следующая тема?). Если, например, тема урока — посещение зоопарка, расспросите о живущих там животных.
Кого можно увидеть в зоопарке? Понравилась ли маленькому ученику песенка про тигра или рифмовка «We go to the Zoo»? Очень высоки шансы, что в непринужденном разговоре ребенок сам вспомнит всю лексику урока и захочет исполнить выученный стишок. Самое лучшее, что вы можете сделать — подсказать то, что он забыл и повторить вместе. Таким образом через несколько часов после урока произойдет актуализация недавно введенных слов, что очень поможет их надежному усвоению.
Ситуации
Жизнь постоянно подсказывает нам ситуации, которые можно использовать для повторения английских слов. Завтракаете? Предложите посоревноваться, кто больше сумеет назвать расположенных на столе / в шкафу / в кухне предметов. Называете по одному слову по очереди — последний выигрывает.
Создавайте полезные ситуации сами. Нужно запомнить названия лица, глаз, носа и тд? Сделайте селфи сначала отдельно, потом с ребенком, в процессе заставляйте его называть части тела или лица, употребляя нужные слова.
Лото с картинками
Игра в лото помогает повторить лексику, усвоенную за большой промежуток времени: несколько месяцев, полгода и больше. Для этого можно использовать специальные наборы картинок или приспособить обычное, не учебное лото (как на нашем фото), а то и просто сделать карточки самостоятельно.
Для игры нужно нескольких человек. Это могут быть друзья-одноклассники, а также старшие братья и сестры. И даже компания из ребенка, мамы и папы (или бабушки с дедушкой) подойдет. Все участники получают большие картинки, а ведущий достает маленькие карточки и называет, что на них изображено. Нужно «опознать» свой предмет и накрыть его карточкой.
На первом этапе просто называйте слово: apple, plum, cherry. Чтобы получить карточку, участник должен это слово повторить. Потом можно включать в ход игры грамматические конструкции: Who has got a plum / a cherry? — I have.
Не бойтесь вводить дополнительные условия. Например, задавать еще один вопрос про угаданный предмет. Примерно так: Who has got a plum? — I have. — What colour is it?
Другими словами, отрабатывается лексический и грамматический материал, наскоро пройденный в школе. При помощи такой игры очень удобно освежить то, что было выучено месяц-два назад.
Предупреждение! Возможно, набор карточек вашего лото содержит слова, не предусмотренные школьной программой. В этом случае вам придется их выучить — не пропускать же карточку из-за одного слова.
Словарик
Помните словарик, в который вы записывали новые слова из каждого урока, когда учились в школе? Это было интересно в самом начале, но быстро превращалось в чистую формальность. Тем не менее, сделать из этой скукотищи увлекательное занятие, не только можно, но и очень желательно. Чем больше положительных эмоций — тем лучше результат.
Подойдите к словарику творчески. Красиво (обязательно вместе с ребенком) оформите обложку. Для этого можно использовать любую подходящую рукодельную технику, рисунки, аппликации, коллажи. Можно разделить страницу на две или четыре равных части. В каждой из них будет свое слово. Его нужно наклеить, предварительно вырезав из журнала, или нарисовать. Можно отвести целую страницу под одну картинку с несколькими предметами.
Если вы занимаетесь по программе, которая предусматривает изучение букв, подпишите картинку. В процессе работы обязательно найдите возможность несколько раз повторить название предмета, вспомнить стихи или песенки с нужным словом. В дальнейшем используйте словарик для повторения забытого материала. Память ребенка, зацепившись за изображение или воспоминание о том, как оно создавалось, «выдаст» и нужное слово.
Мы договорились, что над чтением и письмом стоит работать только в том случае, если оно изучается в школе. Самодеятельность тут неуместна. Некоторые педагоги считают, что изучение иностранного языка должно идти от аудирования к говорению — и только потом к буквам. Но если программа предусматривает обучение чтению и письму, нужно облегчить его и сделать максимально полезным.
Прежде всего, для этого попробуйте объединить чтение и письмо. Пусть ребенок усваивает сразу графический «облик» слова. При изучении лексики введите минутки письма: «печатанье» слов урока. Их не должно быть много — не больше, чем помещается на тетрадной странице. Используйте полупечатный шрифт, как в книжке. После того как малыш напечатает целую строчку слова по образцу (каждый раз его нужно прочитать вслух), поищите его на странице учебника. Попросите показать картинку, к которой оно относится. Подпишите картинку в словарике, который вы завели.
Если чтение-письмо легко дается ребенку, используйте это, когда нужно вспомнить то или иное слово. Иногда память «цепляется» именно за графический облик. Опытные учителя знают множество приемов, как облегчить изучение английского. Но родители имеют одно безоговорочное преимущество: у них гораздо больше времени и возможностей сделать обучение эффективным. Так что если вы в состоянии вспомнить сотню английских слов и связать пять предложений, то имеете все предпосылки, чтобы помочь своему ребенку пойти дальше.